Come on, Solomon! (о твисте)

 
Главная     Тексты     Лирика     Фото     Звуки     Гостевая
 

Неизвестно, с чего начнутся шестидесятые этого столетия, но в XX-ом веке они начинались с твиста. Сугубо негритянский стиль (автор песни "The Twist" афроамериканец Хэнк Боллард) овладел светлокожими массами. Такое случалось и раньше, и не в одной только Америке. Достаточно вспомнить, как охотно плясал и пляшет славянский пролетариат в еврейском ритме 7'40, под "Хава Нагилу". Как покорно вылезают из-за столов подвыпившие клиенты при первых звуках "сиртаки", да и "лезгинку" заказывали в кабаках далеко не одни кавказцы, равно как и "цыганочку" не одни цыгане. Главное отличие твиста, прежде всего, вот в чем - пожалуй впервые танцевальной модой тинэйджеров заразились и взрослые, солидные люди. Жены президентов бросились "мотать твистяру" с послами, не хуже горячей молодежи в негритянских гетто. Не твистовал разве что Римский Папа, или Аятолла хомейни (Шах - тот был наш человек).

Всепроникаемость твиста отметил зоркий Василий Аксенов (в "Джине Грине неприкасаемом"): Твист - вихлястый паренек со следами порочной косметики на лице прекрасно освоился и прижился в СССР. Появились десятки песен, написанных в этом ритме официальными композиторами, и многие из них не смолкают по сей день. С рок-н-роллом, заметим, ни они, ни поэты-песенники на официальном уровне не связывались.

Не хочется повторять затертые хохмы из "Кавказской пленницы" про окурок и полотенце. Так я приведу фрагмент песенки Игоря Эренбурга на эту тему, из которой видно, что одержимость достигла мировых масштабов:

К нам приехал дядя Лева, Монин брат.
Тот, который стал кастратом от растрат.
Говорит, что Харьков и Херсон -
Всюду твист, твист, твист
И мэдисон.

С нашествием британских групп, пробудивших столько талантов, популярность твиста моментально сошла на нет. При переиздании некоторых альбомов с обложек стали удалять само слово "твист", вместо него ставили более абстрактное "dance". Твистовые телодвижения сделались формой ностальгического глумления над самими собой именно среди взрослых людей на вечерах встреч "кому за...". Из плечистого туриста, твистующего под транзистор на берегу таежной реки, наш танцор превратился в отяжелевшего вампира. С тоской косится он на шторы, за которыми назревает губительный для него рассвет. Недаром, не отходя от кассы, успели сочинить и "Трансильванский твист" заокеанские шлягермахеры.

Даже Чебби Чеккер - улыбчивый, обаятельный Король Твиста встретил 70-е угрюмой, психоделической пластинкой с какими-то вечными вопросами, которые он задает таким знакомым голосом. Чебби не забыл старых поклонников, на диске есть одна старая вещь, только в ее названии вместо "twisting" стоит "loving".

Твист - жанр не серьезный, и долго о нем не поговоришь. Добавлю лишь, что (как мне кажется) отсутствие телесного контакта в твисте открыло дорогу множеству других танцев, где партнеры не касаются друг друга, и творят, что хотят. А это тоже типичное достижение 60-х годов - индивидуальная свобода. Нет, о твисте нельзя говорить долго и серьезно. В рок-энциклопедиях прошлых лет (с которыми любили вальсировать в одиночестве наши умники) про твист как на могильной плите: 1961-1962.

Но еще меньше можно сказать про оркестр Соломона Шварца. Пытаться писать о нем, все равно, что читать Талмуд без перевода, имея справку об окончании курсов английского языка. Просторные, многословные исследования пишут, как правило, не о музыкантах, а о самих себе*. Да, следует отметить точные и сочные соло на электрогитаре. Так могли играть в те времена Алан Кедди или Мик Грин (оба прошли через "Пиратов", группу Джонни Кидда). Но они это или не они? Почем я знаю - я же не хирург, как говорит Лёва Задов, фигура не менее полумифическая, чем Соломон Шварц. Дробные, но густые барабаны (без джазового снобизма, который часть слышится в записях подобного рода, знаете, когда именитые музыканты не скрывают своего презрения к "легковесному" материалу). Рюмочную краткость и заполненность каждой пьесы - сплясал и к столу, выпил, и снова сплясал. Идеальное равновесие между еврейскими мелодиями и общепонятной их обработкой (это, пожалуй, самое ценное за последние годы, редкая из этих пьес не была исковеркана бесстыжими новоделами от постмодернизма). * О себе могу сказать совсем коротко: Знаю Соломона всю жизнь. И он мне нравится.

Информации ноль - достоинства налицо. Что тут можно добавить? Только посоветовать еще пару имен в этом же духе. Напоминаю, в эпоху, когда создавалась такая музыка, никто не следил за каждым шагом ее создателей (кроме гестапо), не брал интервью у их родителей. Да и самим создателям как будто не полагался звездный статус. Соломон Шварц на вкладыше из жвачки, вы этого хотели? Друзья, купите "папиросы".

Итак, вы послушали этот замечательный оркестр. Названия порою обманчивы. Например "Твист энд Шаут", кто бы ее ни пел - Битлз, Айсли бразерс, вообще никакая не "твист", а очередная разновидность постылой "Ла Бамбы". Не обмануться бы!

Вот несколько имен, которые не подведут: Twist with Connie Fransis (с оркестром Стэна Аппельбаума). Чебби Чеккер с Бобби Райделлом, где они поют на пару (это своего рода Аркадий Северный в гостях у Гриши Бальбера, но скромнее, конечно). Кроме того - твистовые пластинки француза Жоржа Жювена и немца Вернера Мюллера. Опасайтесь перепетых вещей - оригинальных альбомов Чебби Чеккера на CD пока что нет (по крайней мере, официально).

Twist along! Come on, Solomon!

Гарик Осипов, 06.07.2004

На главную страницу